Новости
Органы регулирования и контроля
Эмитенты.
Раскрытие информации
Инвестиции
Фондовые посредники
Антикризисное управление (реструктуризация)
Корпоративное управление
Аналитика
ВЭД и ВЭС
Предложение и спрос
Информационные ресурсы РЦБ
Форумы, выставки

Представляем Эмитентов:
  • ОАО "ЛОМО"
  • ЦНИИ СМ
  •  

    ИАМЦ Российского НТО судостроителей










    ~ ~ ~


    ШАГИ ИСТОРИИ
    К 150-летию со дня основания школы К. И. Мая

    В 1856 году 22 сентября по инициативе нескольких немецких семейств, стремившихся дать детям среднее образование, носившее более прикладной характер, чем в казённых учебных заведениях того времени, в надворном флигеле дома № 56 по Первой линии Васильевского острова была открыта частная немецкая мужская школа. Её возглавил Карл Иванович Май (1820–1895) — талантливый педагог-практик, последователь передовых педагогических взглядов А. Дистервега, И. Г. Песталоцци, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Ф. Фребеля, в 1838 году с отличием окончивший Главное немецкое училище Св. Петра и в 1845 году — историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета.

    В первые годы школа была начальной, а с 1861 году получила официальное название «Реальное училище на степени гимназии», что отражало усиленную по сравнению с казёнными учебными заведениями прикладную направленность образования.

    Основным девизом школы было изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить — потом учить», в соответствии с которым был создан коллектив педагогов, состоящий только из людей, обладавших высокими нравственными и профессиональными качествами. Выпускник школы 1918 года писатель Лев Успенский отмечал в воспоминаниях: «…у Мая нет и быть не может педагогов-мракобесов, учителей-черносотенцев, людей «в футлярах», чиновников в виц-мундирах. Преподаватели, поколение за поколением, подбирались у Мая по принципу своей научной и педагогической одарённости».

    Созданная К. И. Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение и доверие учителей и учеников, постоянное взаимодействие с семьёй, стремление педагогов учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика, научить их самостоятельно мыслить. Всё это в сочетании с высоким качеством образования позволяло год за годом выпускать из стен школы высоконравственных, разносторонне развитых юношей, готовых к труду, полезному для общества. Благодаря возникшей в этом учебном заведении особой атмосфере, именовавшейся «майским духом», школа К. Мая, по меткому выражению её выпускника 1890 года Д. В. Философова, была «государством в государстве, отделённом бесконечным океаном от казёнщины». Состав учащихся, как по социальному положению, так и по национальному признаку, был весьма разнообразен, без какой-либо дискриминации, здесь учились дети швейцара и сыновья князей Гагарина, Голицына, графов Олсуфьева и Стенбок-Фермора, представители семей предпринимателей Варгуниных, Дурдиных, Елисеевых, Торнтонов и потомки либеральной интеллигенции — Бенуа, Бруни, Гриммов, Добужинских, Рерихов, Римских-Корсаковых, Семёновых-Тяншанских, причём во многих случаях эта школа давала образование нескольким поколениям одной фамилии; своеобразным рекордсменом среди таковых является династия Бенуа: 25 членов этого клана учились «у Мая».

    В этой школе получали знания мальчики, представлявшие едва ли не все национальные диаспоры Петербурга — русские, немцы, французы, англичане, татары, евреи, финны, китайцы и т. п. Таким образом, как отмечали уже в начале ХХ века, эту школу «никогда нельзя было назвать ни монархической, ни демократической, ни республиканской, ни аристократической. Она всегда стремилась быть общечеловеческой».

    В конце 1850-х годов один из школьных спектаклей открылся шествием герольдов с флагами, на которых был изображен майский жук; этот символ очень понравился директору и всем присутствующим. С тех пор учившиеся в этой школе на протяжении всей жизни называли себя «майскими жуками».

    С самого начала школа состояла из двух отделений. Дети, обнаружившие гуманитарные способности, в первые годы назывались латинистами и обучались на отделении, позже названным гимназическим. Здесь, помимо немецкого и французского, преподавались древние языки — латынь и греческий. Гимназисты, учившиеся 9 лет, как правило, готовились к продолжению образования в университете. Юноши, склонные более к естественным наукам, именовались нелатинистами: они, на реальном отделении в течение 8 лет, получали в большем объёме знания по точным наукам и готовили себя к инженерной деятельности. До 1909 года существовало также небольшое коммерческое отделение, где вместо французского языка изучался английский. Благодаря такой структуре, официальным названием этого среднего учебного заведения с 1881 года стало «Гимназия и реальное училище К. Мая».

    Первые двадцать пять лет школа была немецкой, так как уроки по всем предметам, кроме русского языка, литературы и истории, а также некоторых реальных дисциплин, велись на языке Гёте.

    С 1861 года школа располагалась в доме № 13 по Десятой линии. Первый выпуск реального отделения состоялся в 1863 году, а гимназического — в 1865 году. В 1890 году К. И. Май передал бразды правления Василию Александровичу Кракау (1857–1935), выпускнику 1873 года, окончившему историко-филологический факультет университета, который преподавал в своей школе историю. При нём была усовершенствована методика преподавания, развито реальное отделение, улучшено оборудование кабинетов.

    В 1906 году, после отставки В. А. Кракау новым директором был избран выпускник историко-филологического факультета университета магистр славяноведения Александр Лаврентьевич Липовский (1867—1942). В период его руководства учебным заведением произошли два важных события. Во-первых, школа отметила своё пятидесятилетие, выпустив по этому случаю уникальный юбилейный сборник воспоминаний бывших учеников. Во-вторых, в связи с тем, что вследствие растущей популярности школы помещений стало не хватать, в 1909 году был приобретён участок № 39 по Четырнадцатой линии, где по проекту академика архитектуры Г. Д. Гримма, выпускника 1883 года, было построено уникальное новое здание с барельефом майского жука над аркой входной двери. При большом стечении народа 31 октября 1910 году состоялось освящение. Его проводил епископ Гдовский и Ладожский Вениамин, будущий митрополит Петроградский.

    В четырёх этажах школы, помимо классов для 650 учащихся, были устроены восемь прекрасно оснащённых предметных кабинетов — физический, химический, естественной истории, исторический, географический, рисования, лепки, пения (три из них имели аудитории в виде амфитеатра), а также столярная мастерская, библиотека, насчитывающая 12 тысяч книг на русском, немецком, французском, английском, латинском и греческом языках, гимнастический зал, столовая.

    Накануне Первой мировой войны здесь, под руководством 38 высококвалифицированных педагогов, получали знания 567 юношей. Проводились многочисленные экскурсии, не только в знаменитые петербургские музеи, но и на промышленные предприятия. Действовали различные кружки: литературный, выпускавший свой печатный журнал «Майский сборник», исторический, морской, фотографический, спортивный и авиамодельный, где первую в России модель самолёта построил Н. В. Фаусек — выпускник 1913 года.

    После начала войны с Германией в сентябре 1914 года при школе был открыт Лазарет имени гимназии и реального училища К. Мая, имени императора Александра I, где все вспомогательные работы выполняли ученики.

    В период 1910–1917 гг. школа достигла своего подлинного расцвета. Последний, пятьдесят пятый, выпуск состоялся 24 февраля 1918 г. С 1856 году здесь обучалось около 3800 петербургских юношей, 1300 из них получили аттестаты. За отличные успехи в учёбе 15 % окончивших гимназистов были награждены золотыми медалями и 17 % — серебряными. Согласно существующему тогда положению реалистам медали не полагались.

    Впервые более подробно этот исторический отрезок был описан в вышедшей в 1990 году книге «Школа на Васильевском», авторами которой являются бывший «майец» академик Д. С. Лихачёв, историк школы Н. В. Благово, а также литературовед Е. Б. Белодубровский. К 150-летию школы, которое будет отмечаться в 2006 году вышло в свет второе расширенное издание этой книги, написанное Н. В. Благово.

    Осенью 1918 г. частное учебное заведение К. И. Мая было национализировано и преобразовано в Советскую единую трудовую школу I и II ступени, где, согласно указам новой власти, было введено совместное обучение мальчиков и девочек, а также отменены оценки и аттестаты. Позднее был введён бригадно-лабораторный метод обучения, действовавший до 1932 года.

    В довоенные годы директора школы, название, продолжительность обучения (семь, девять, десять лет), её порядковый номер (15, 12, 217, 17) неоднократно менялись. «Майские» педагогические традиции в какой-то мере сохранялись до зимы 1929 года, когда в результате развёрнутой в прессе антибуржуазной кампании и публикации необоснованных обвинений в газете «Ленинградская правда» от 15 января 1929 г. педагогический коллектив и руководство были большей частью заменены, и даже уничтожен барельеф над входной дверью. С начала 1930-х гг. заведующим школой стал К.И. Поляков, он создал хороший педагогический коллектив и школьная жизнь наладилась. Особенно яркой фигурой в это время стал преподаватель физкультуры Р. В. Озоль, организатор кружка «Спартак». Были созданы также пионерская и комсомольская организации.

    С осени 1937 года., согласно постановлению правительства, в здании находилась 6-я Специальная артиллерийская школа (6 САШ), образованная на добровольной основе из учеников 8–10 классов этой и близлежащих общеобразовательных школ. В 6 САШ в 1938–1941 гг. состоялось четыре выпуска. В суровую блокадную зиму 5 февраля 1942 года, истощённые спецшкольники были эвакуированы в Тобольск; при этом 63 юноши умерли в пути от голода. Выпускники доблестно сражались на фронтах Великой Отечественной войны, защищали и освобождали родной Ленинград, штурмовали Берлин и Рейхстаг; 111 из них пали смертью храбрых. С 1984 года в нынешней школе № 5 (13-я линия, д. 28) действует музей 6 САШ, возникший благодаря усилиям тогдашнего директора школы, а ныне заведующей музеем Л. В. Черненковой, ведущей совместно с ветеранами, которых возглавляет генерал-майор В. Г. Рожков активную патриотическую работу среди учеников.

    После снятия блокады Ленинграда, с сентября 1944 года, в здании возобновились уроки, только теперь учебное заведение называлось 5-й мужской средней школой, а с 1954 года, в связи с восстановлением совместного обучения — просто 5-й средней школой. В 1966 году по инициативе заведующей учебной частью А.С. Батуриной при школе был создан музей, в котором, наряду с экспозицией, посвящённой трудовым и боевым делам бывших учеников школы, был стенд, посвящённый дореволюционному периоду и первому директору К.И. Маю. Однако, этот музей просуществовал недолго, и его экспонаты, к большому сожалению, в своём большинстве не сохранились.

    В связи с тем, что в 1976 году произошло обрушение штукатурки одного из потолков и потребовался ремонт коллектив педагогов и учащихся временно перевели в другое здание по адресу: 13-я линия, д. 28. Из-за отсутствия средств ремонт выполнен не был, учебный процесс в старом школьном доме не возобновился. На произвол судьбы оказалось брошенным уникальное оборудование кабинетов, мебель, памятные доски с именами выпускников разных лет, бюсты писателей и учёных, украшавшие интерьеры. Всё это вскоре было расхищено и безвозвратно погибло.

    Выпускники школы достигли больших успехов в различных отраслях науки и культуры. Более 100 из них стали докторами наук, 28 избраны действительными членами или членами-корреспондентами Академии наук или Академии художеств. Помимо них в школе учились три члена Государственного совета дореволюционной России — ректор университета Д. Д. Гримм, губернатор Петербурга А. Д. Зиновьев и министр внутренних дел, позднее министр юстиции А. А. Макаров, министр внутренних дел Д. С. Сипягин, ректор университета Э. Д. Гримм, ректор Технологического института Бартельс, военачальники — генерал от инфантерии Н. А. Епанчин, генерал-майоры С. В. Белов, В. В. Волков, В. Г. Рожков, вице-адмирал Е. И. Волобуев, контр-адмиралы В. А. Петровский, П. В. Римский-Корсаков, И. В. Коссович, деятели культуры — члены объединения «Мир искусства» — художники А. Н. Бенуа, Н. К. Рерих, К. А. Сомов, А. Е. Яковлев, а также живописец О. Г. Верейский, П. Я. Павлинов, И. А. Пуни, С. Н. Рерих, В. А. Серов, скульптор Б. Е. Каплянский, композиторы В. И. Цытович, Ф. Д. Шевцов, писатели Г. И. Алексеев, В. С. Головинский, В. А. Кнехт, А. А. Ливеровский, В. В. Успенский, Л. В. Успенский, О. А. Хазин, Ф.К. Эйнбаум, поэт Ю. А. Ливеровский, театральные деятели Ф. Н. Курихин, П. П. Подервянский, М. Ф. Стронин. Тёплые воспоминания о школе сохранил её бывший ученик дважды Герой Советского Союза, доктор физико-математических наук космонавт Г.М. Гречко. Надо также отметить, что О. Д. Хвольсону в числе первых было присвоено в 1926 году звание Героя труда, а три выпускника — В. В. Волков, Д. С. Лихачёв и В. В. Новожилов — были удостоены звания Героя социалистического труда, пятеро — В. В. Беломорец, М. А. Ельяшевич, Л. Л. Кербер, В. Д. Наливкин и В. В. Новожилов — стали лауреатами Ленинской премии.

    С 1978 года по настоящее время здание бывшей школы занимает Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук (СПИИРАН), руководство которого в лице директора заслуженного деятеля науки и техники РФ, доктора технических наук, профессора Р. М. Юсупова при действенной поддержке тогдашнего начальника Управления по образованию и культуре Василеостровского района Т. И. Голубевой в 1994 году приняло решение о создании музея истории школы К. Мая.

    В ясный прохладный день 12 мая 1995 г. старейший ученик школы академик Д. С. Лихачёв открыл мемориальную доску, барельеф майского жука, возрождённый скульп-тором С. Н. Смирновым, и музей.

    Через два дня на здании появилась ещё одна доска, увековечившая память о пребывании здесь 6-й Специальной артиллерийской школы. В музее, расположенном в помещении бывшего зала заседаний педагогического совета, создана экспозиция из 15 витрин и 25 стендов, отражающая все основные этапы 150-летней истории школы. В последующие годы площадь музея увеличилась в три раза, численность его фондов составляет теперь более 4000 единиц хранения — предметов, документов, фотографий, аудио- и видеокассет. К 10-летию музея в 2005 году художе-ственное училище им. Н. К. Рериха подарило бюст К. И. Мая, воссозданный скульптором И. Волле. За это время около 500 групп, состоящих из школьников, педагогов, учёных, представителей различных объединений, просто жителей Петербурга и других городов России, а также гости из Линца, Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Сеула, Софии, Турина, Улан-Батора и даже австралийских Сиднея и Брисбена познакомились с историей школы, оставив в книге отзывов благодарные записи.

    Всё это свидетельствует о том, что в наше время, когда общество во многом утратило нравственные ориентиры, сохранение памяти о прогрессивных педагогических традициях «майской» школы и изучение их является как нельзя более актуальным.

    Н. В. Благово,
    заведующий музеем истории школы К. Мая

    Наукоемкий продукт и высокие технологии
    История фабрик
    и заводов
    Юбиляр

    Национальная Фондовая Ассоциация

    Российский Институт Директоров

    Ассоциация независимых директоров

    Гильдия Инвестиционных и Финансовых Аналитиков

    AK&M - Информационное Агенство

    Национальная Лига Управляющих

    АУВЕР - Ассоциация Участников Вексельного Рынка

    Адмиралтейские верфи

    Институт фондового рынка и управления




     
     
       
    HitMeter - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика